Основные ошибки родителей заключаются в следующем: они не слушают переживаний своих детей и считают их проблемы мелочами.
Но даже опытные родители не всегда знают как правильно поступить.
И это связано с тем, что проблемы возникают в трех типах ситуаций, для каждой из которых существуют свой способ решения:
- Ребенок переживает (родитель спокоен)
- Родитель переживает (ребенок спокоен)
- Оба переживают (родитель и ребенок)
Важно понимать, что в каждой из этих ситуаций способы решения разные.
Когда сердится или обижен ваш ребенок, то нужно применить активное слушанье:
— Посмотреть ему в глаза
— Послушать, если он вам что-то хочет сообщить
— Назвать его эмоцию «ты обиделся на Ваню, что он не дал тебе машинку» (не спросить, а именно назвать самим, так как ребенок плохо еще разбирается в своих эмоциях)
— Узнать, как ребенок видит решение этого вопроса
Если сердится родитель на ребенка, то нужно применить метод «Я-сообщения»:
— Сказать ребенку о своих чувствах: «Я сержусь»
— Описать ситуацию, которая привела к переживаниям, но при этом не обвиняя ребенка, к примеру: «Я сержусь, когда у меня путаются под ногами»
— Пояснить, почему эта ситуация приводит к таким эмоциям: «Я тороплюсь, а, если мне мешают собираться, то я могу опоздать»
— И в конце нужно сообщить желаемый вариант действий, к примеру: «Мне бы хотелось, чтобы игра происходила не во время сборов»
Когда конфликт захватывает эмоции и родителя и ребенка, то нужно применить метод решения конфликтов
— Прояснить конфликтную ситуацию (можно применить технику активного слушанья)
— Собрать предложения у участников, как проблема может быть решена позитивно для всех сторон
— Оценить полученные предложения и выбрать наиболее приемлемое
— Проговорить детали решения, что, кто и когда будет делать
Важно регулярно практиковать данные методы, и тогда они станут не просто естественными и привычными для вас, но и ваши дети усвоят эти конструктивные способы отношений с окружающими.