Страх сумасшествия (потери контроля)
Работаем с 2014 года в Москве и онлайн

Сегодня я расскажу о страхе сумасшествия, почему он возникает, насколько он опасен, стоит ли его бояться на самом деле и как с ним справиться.

Проявления страха сумасшествия:

А. Эта боязнь проявляется в том, что человек начинает замечать у себя странные фантазии, мысли о том, что он может потерять над собой контроль и навредить кому-то, к примеру, порезать ножом близкого человека или столкнуть кого-то с большой высоты.
Б. Еще одним проявлением данного страха является необычное восприятие человеком себя или окружающего мира, к примеру, человек может не узнавать себя в зеркале, считать свой голос не своим, ощущать, что окружающая обстановка стала какой-то странной, какой-то чужой, замедленной или тусклой.
В. Так же это может выражаться в бесконтрольном появлении негативных эмоций, чаще всего гнева, который сильно захватывает человека, и такие люди начинают опасаться, что в таком состоянии они могут быть опасны для окружающих.

Все эти проявления приводят человека к выводу, что с ним происходит что-то неправильное, что такого не должно возникать, что у нормальных людей такого просто не бывает и что подобные симптомы явно указывают на потерю контроля над собой и скорое наступление опасного психического заболевания.

Чаще всего, страх сойти с ума сопровождается либо навязчивыми мыслями, либо паническими атаками, либо дереализацией и деперсонализацией, либо различными фобиями, а иногда и всеми этими расстройствами одновременно.

Смотрите видеоролик "Страх сумасшествия, как избавиться"

В результате такой человек начинает изо всех сил пытаться держать все под пристальным контролем (свои чувства, мысли, поведение, телесные ощущения), чтобы не позволить заболеванию взять верх над собой. Но, чем больше он контролирует, тем чаще замечает, что просто не в состоянии уследить за всем происходящим. Ситуация все чаще выходит из-под осознанного управления, и все усилия по сдерживанию оказываются абсолютно бесполезными. Это понимание приводит к резкому возрастанию тревоги и чувству своей беспомощности.

У человека в такой ситуации возникает закономерный вопрос:

Почему все мои усилия по самоконтролю не помогают мне избежать пугающих мыслей, пугающих ощущений в теле и пугающих эмоций? Я уже все для этого делаю, но становится только хуже.

Однако чтобы раз и навсегда справиться с этим неприятным состоянием, контроль как раз нам и не понадобится. А, чаще всего, он даже вредит. Но вы скажете, а что же нам теперь, перестать все контролировать, пустить свои эмоции на самотек, орать на всех подряд, бить окружающих от злости, вести себя неадекватно?

Конечно же - нет, специально так поступать не нужно, но и гиперконтроль нам тоже тут неполезен.

А чтобы понять, какие действия приведут к избавлению от страха сумасшествия, важно найти главный его источник, то есть, определить ту причину, из-за которой он и появляется. Чтобы это сделать, я приведу несколько примеров из своей практики.

В этих историях вы увидите, как сильно может отличаться путь возникновения страха сумасшествия.  И из всех этих примеров мы с вами увидим какие-то общие закономерности, и сделаем вывод о том, что же на самом деле является корнем данной проблемы.

Случаи из практики:

- Запрет на проявление гнева. Одна девушка, обратившаяся ко мне с этой темой, рассказывала, что с детства считала гнев страшной неприемлемой эмоцией. Сама она была скромной и застенчивой. Но, вот, ее отец был очень вспыльчивый и агрессивный, из чего она для себя сделала выводы, что злиться ни в коем случае нельзя, что нужно всегда быть доброй. Когда же она выросла, у нее появился молодой человек, и со временем она стала замечать у себя ощущение раздражения, недовольства, возмущения, злости к нему. И, так как эти чувства она сама себе запрещала выражать, то стала пытаться их держать под контролем. Но это у нее никак не получалось, ведь гнев имеет свойство накапливаться и за тем выплескиваться с огромной разрушительной силой. Неспособность удержать гнев под контролем стали приводить ее к ощущению своей бессильности перед этой эмоцией, которая просто овладевала и управляла ею. И все это привело к осознанию своей ненормальности, страху потери контроля и мнению, что она сходит с ума.

- Завышенные требования. У одного молодого человека была противоположная ситуация в детстве. Его отец был примером во всем, он был добрый, щедрый, общительный, душой компании, родственники и друзья восхищались им. И в детстве наш герой находился под давлением такого идеального образа отца, плюс еще все родственники ожидали от него этого. Ему, конечно, и самому хотелось быть таким же, как его отец: добрым, общительным. Но в реальной жизни, как бы он ни старался всегда быть добрым, у него проскакивали раздражение, гнев, злость и даже ненависть к людям, особенно в тех ситуациях, когда кто-то явно нарушал его границы или атаковал. Но раз быть всегда только добрым у него не получалось, он стал подозревать,  что его истинная натура - злая, просто он ее тщательно скрывал от людей, а на самом деле он как будто бы хочет быть плохим. Он знал, что злых не любят, а любят добрых. А, если он злой, то все люди отвернутся от него и будут презирать. Такой исход его сильно пугал, и он боялся, как бы эта его злая сущность не вылезла наружу. Поэтому стал контролировать свои мысли и чувства. Но это, как вы понимаете, привело только к тому, что у него стали возникать навязчивые мысли об убийстве, изнасиловании и своей ненормальности. Ведь в нашем обществе именно эти три категории людей (убийцы, насильники, сумасшедшие) особо отвергаемы и презираемы. То есть, чего он боялся, то его мозг и начал искать в его поведении.

- Нереалистичность восприятия. Принципиально другой пример могу привести про мужчину, который обратился ко мне со странным состоянием. Он описывал, что мир вдруг становится чужим, незнакомым, происходящее кажется каким-то нереальным. При расспросе выяснилось, что он по жизни старается все контролировать, так ему было спокойней. Эта привычка у него возникла с детства, когда отец давал ему подзатыльник за любое неправильное действие. Из чего у него появилось убеждение, что за любую ошибку будет наказание. Так он и жил в постоянном напряжении, контролируя все и вся, вплоть до ощущений в собственном теле. И когда эти самые ощущения переставали подчиняться его воле, когда ситуации жизни не поддавались контролю, то его накрывал сильный страх и состояние нереальности. И, конечно, первое, что приходило в голову по этому поводу, что с ним что-то не так, что он сходит с ума и скоро полностью потеряет контроль над своей личностью.

- Идеальная мать. Очень часто с такой проблемой обращаются матери с маленьким ребенком. Одна молодая женщина, которая недавно родила, рассказывала, что после родов часто стало возникать состояние повышенного раздражения на ребенка, усталости, сильной апатии и отчаяния. Но, так как она хочет быть хорошей матерью, то запрещает себе выражать агрессивные чувства, стремится давать малышу только все самое лучшее и по первому требованию.  Но как бы она ни старалась быть ласковой, доброй, восторженной, благодарной, тем не менее, негатив все усиливался, пока это не переросло в осознание, что это разрушительное состояние сильнее ее. С тех пор она стала бояться потерять контроль над собой, и в порыве безумия навредить малышу.

- Запрет выражать эмоции. У меня был случай в практике, когда женщина в раннем детстве пережила сильную травмирующую ситуацию, которая была очень стыдной для нее и ее семьи. С тех пор родители стали относиться к ней жестче, обвиняли ее, часто били, запрещали выражать любые свои эмоции. И она тогда стала для себя понимать, что чувства надо держать при себе, никому не открывая их. Когда она выросла, она вышла замуж за хорошего доброго человека. Только с ним она могла себе позволить быть самой собой. Когда же он неожиданно умер, то у нее пропал единственный источник, где она могла свободно выражать свои эмоции. Но, так как внутренних переживаний у нее оставалось очень много, а выхода для них не было, в результате, у нее начался страх сумасшествия. Она стала бояться навредить ребенку своей дочери, или сбить прохожих, когда едет за рулем, или напасть на людей в магазине.

- Импульсивный темперамент. Еще у одной женщины с рождения был резкий порывистый темперамент, ее нервная система слишком быстро переключалась со спокойного общения на эмоцию раздражения и гнева. Родители ее учили быть правильной девочкой, но с учетом ее темперамента и неумения управлять своими эмоциями, ей это удавалось плохо. За что она сама себя очень критиковала. И со временем она стала думать, что раз ее эмоции такие бесконтрольные, то она рано или поздно может с ними не справиться и напасть: на детей, прохожих, людей в магазине, на своего кота. И, хотя раньше такого никогда с ней не случалось, тем не менее, она стала особенно контролировать именно эти моменты. От повышенного же контроля ее мозг стал уставать, путаться и забывать, что она уже проконтролировала, а что нет. Это привело к мыслям, что она уже кому-то навредила, а потом, просто забыла об этом. Так как ей важно было быть хорошей и правильной, то, глядя на свою жизнь она понимала, что у нормальных людей, которые ее окружают, таких загонов нет. А раз она раздражается по пустякам, думает, что может навредить другим и боится, что уже даже забыла, как это сделала, то она точно ненормальная. Так вспыльчивый темперамент и желание быть правильной привели ее к страхам о своем сумасшествии.

- Перфекционизм. Другая женщина с детства привыкла, что любовь надо заслужить и что ценить ее могут только за самые лучшие результаты. Поэтому она по жизни была перфекционистка, старалась все делать лучше всех, чтобы заработать одобрение. При этом боялась негативного мнения о себе, боялась отвержения и стыда. И со временем у нее возникли мысли, что люди на улице или на работе посчитают ее ненормальной, наркоманкой, или алкоголичкой, что будут ее стыдить, расскажут всем знакомым, и тогда все ее окружение будет относиться к ней с презрением. В результате она стала на улице чувствовать сильнейший страх и панику, у нее кружилась голова, она задыхалась и начинала судорожно бежать домой, чтобы спастись от этого состояния, которое считала наступлением сумасшествия.

- Убежденность в своей дефектности. Мужчина средних лет с самого детства считал себе дефективным, так как родители и родственники называли его дурачком и били за неудачи. Чтобы они к нему так не относились, ему приходилось  подавлять в себе много различных эмоций, он сдерживал себя от общения с людьми, чтобы не показаться глупым. И это все со временем привело его к множественным тикам, а главное, к стойкому пониманию своей ненормальности, которую он пытался скрывать от окружающих, надевая маску умного человека.

- Гиперответственность. Ко мне как-то обратилась взрослая женщина, с рассказом, что с детства ее родители были инфантильными, и в семье ей приходилось играть роль мамки для всех, беря на себя много непомерной для ребенка ответственности. С того времени она все в своей жизни держит под контролем, не доверяя окружающим, считая, что она сделает лучше, а они должны делать как хочет она. Но проконтролировать абсолютно все невозможно и такая гиперопека часто приводила к негативным последствиям, в результате чего она вместо желаемой похвалы и триумфа получала разочарование в себе. Как итог, у нее стал появляться страх потери контроля, который может возникнуть в результате сумасшествия, и тогда уж точно она не сможет быть в полной безопасности.

- Ориентация. Расскажу еще один вариант развития страха сумасшествия. У молодого человека с детства не было отца, и он рос окруженный женщинами: мама, бабушка, сестры. У него был большой дефицит мужского примера и внимания, поэтому с ранних лет у него появилась тяга к мужчинам. Со временем это переросло в то, что во взрослом возрасте ему стали больше нравиться мужчины, чем женщины. Он знал, что в его окружении к таким людям относятся негативно, и поэтому он вынужден был скрывать свою особенность, постоянно жить в маске, фильтруая каждое слово, запрещая себе быть естественным, чтобы люди не догадались и не осудили его. В результате такого самоподавления у него выработалось понимание о себе как о дефектном, не таком как все, каком-то ненормальном. Что, конечно переросло в страх сумасшествия и панические атаки по разным поводам.

Итак, я перечислил 10 реальных ситуаций (возможно, существуют и другие варианты), которые в итоге привели этих людей к страху сумасшествия. Это:

  • Собственный запрет испытывать гнев,
  • Завышенные позитивные ожидания от ребенка,
  • Ощущение нереалистичности себя и мира,
  • Желание быть идеальной матерью,
  • Общественный запрет на выражение любых эмоций,
  • Вспыльчивый темперамент,
  • Перфекционизм,
  • Убежденность в своей дефектности,
  • Принятие повышенной ответственности за других,
  • Нестандартная ориентация.

Но вы скажете: похожие ситуации происходят со многими людьми, почему тогда страх сумасшествия возникает не у всех, а только у некоторых из них?

И вы правы в этом наблюдении. Действительно, все эти перечисленные ситуации не являются самой причиной подобного страха. Это – всего лишь почва, на которой развивается данный невроз. А причина находится в тех убеждениях и защитных механизмах, которые возникают под действием травматичных событий.  

Давайте чуть подробнее остановимся на этих двух ключевых факторах (убеждениях и защитах).

  1. Убеждения.

Из приведенного списка историй можно выделить такие возможные варианты убеждений людей:

  • я хуже других,
  • я какой-то не такой,
  • какой-то дефективный,
  • недостойный,
  • неценный,
  • мне нужно скрывать себя настоящего,
  • мне нельзя выражать свои чувства,
  • я не достоин любви просто так,
  • мне нужно заслужить доброе отношение к себе,
  • поэтому я не должен ошибаться,
  • а должен быть лучше всех,
  • всегда и во всем.

По сути, все эти убеждения о себе приводят к страху перед общественным осуждением и отвержением.

  • Защитные механизмы

Поэтому наша психика старается защититься от такого страха. Для этого мозг пытается предугадать, какие именно события могут привести к общественному осуждению, чтобы не позволить им случиться.

Но мы же не можем заглядывать в будущее, поэтому мозг начинает заблаговременно представлять самые опасные ситуации, которых ему нужно избегать. И как вы думаете, что же он в качестве такой фантазии нам предлагает? Что у нас в обществе сильно осуждается? Правильно: убийство, насилие, потеря контроля над собой, агрессия, безумие. К таким людям общество относятся с презрением.

И в результате мы имеем наплыв навязчивых мыслей: «а вдруг я пораню ребенка ножом, а вдруг я потеряю контроль, когда еду за рулем и собью человека», и так далее.

Когда поток таких мыслей начинается, то мозгу уже не достаточно, просто их предвидеть, он начинает предпринимать различные профилактические действия, чтобы не допустить пугающее событие даже близко. Поэтому люди начинают убирать ножи из дома, стараются не оставаться одни со своим ребенком, чтобы не навредить ему, усиленно следят за малейшими симптомами в теле, перестают выходить на улицу и прочее.

То есть, мы видим, что навязчивые мысли о сумасшествии и контролирующие навязчивые действия – это попытка нашего мозга справиться с той глубинной тревогой, которая боится своей плохости и общественного осуждения.

И тут снова напрашивается вопрос:

Если наш мозг придумал такую сложную двухходовую схему защиты, и мы так усердно ему помогаем различными ритуалами, то почему же это все не помогает, почему страх продолжает усиливаться?

А ответ очень прост. Сами люди мне признавались, что боятся состояния, когда у них нет страха, ведь они считают свой страх спасительным барьером, который не позволяет им слететь с катушек и впасть в безумие. То есть, им кажется, что, если они не будут испытывать страх, то обязательно пойдут всех резать, душить, насиловать. А тогда они станут плохими и люди их возненавидят. Это заставляет их держаться за свой страх и продолжать выполнять бессмысленные ритуалы.

Так человек попадает в замкнутый круг, из которого можно выйти, только проработав каждый из его компонентов, а именно (глубинные убеждения, защитные механизмы, эмоцию тревоги, навязчивые мысли о сумасшествии и ритуальные действия).

I. Но первым делом, мы должны разобраться со своим представлением о сумасшествии, с теми профессиональными критериями, по которым мы сможем точно отличить ваше состояние от реального безумия, что с нами ничего страшного не происходит. Я приведу 7 причин, которые будут помогать вам справляться с этой тревогой:

  1. И первым критерием тут является ваша способность с критикой относиться к самим себе. То есть, вы уже приписали проблему не окружающему миру, как это делают психически нездоровые люди, а думаете, что проблема находится именно в вас. По сути, это показывает, что у вас существует наблюдающая часть личности, которая свойственна людям с достаточно высоким психическим здоровьем.
  2. Второй критерий – это ваш страх, ваша уверенность, что вы удерживаете себя в нормальности благодаря силе воли. Это показывает, что ваша психика способна отличать психическое здоровье от болезни. В случае же с шизофренией, болезнь является как раз попыткой мозга хоть как-то адаптироваться к сложным для человека жизненным обстоятельствам. То есть, человек в психозе не боится своего состояния, он не понимает, что болен. Если у такого человека страх и возникает, то от галлюцинаций или от бреда, что его хотят похитить инопланетяне. Ваша же эмоция страха связана с желанием удержать себя в нормальных социальных рамках, что тоже свидетельствует о психическом здоровье.
  3. Как раз третьим критерием является способность человека воспринимать себя и окружающий мир реалистично, то есть, так же, как и все другие люди. И тут речь идет не об особенностях зрения или слуха, а о более серьезных феноменах, таких как зрительные или слуховые галлюцинации. Конечно, если вы видите ужасающие апокалептичные картины перед собой (как это бывает при алкогольном делирии), или слышите, как голоса внутри вашей головы матерят вас или управляют вами (как это бывает при шизофрении), то конечно, в таком случае мы можем смело говорить о психозе. Но, если вы только пофантазировали о чем-то страшном, но этого не происходит перед вашими глазами, то это означает, что вы обычный нормальный человек.
  4. Но вы можете сказать, что маньяки тоже только думают и фантазируют. Как мы можем наверняка отличить, что мы не хотим это сделать в реальности, и что это не является нашим тайным желанием? И тут критерий тоже очень прост. Маньяк не боится совершить плохой поступок. Ему как раз это нравится, он испытывает удовольствие от этого. Человек же с боязнью сумасшествия боится и переживает, что подобное может случиться против его воли. И многие мои клиенты признаются, что совсем не хотят смерти или вреда своим близким, несмотря на свои непонятные фантазии. Думаю, тут стало все достаточно понятно.
  5. Давайте еще обсудим пятый критерий – это способность человека мыслить разумно, без паталогических проявлений, без расстройств в содержании мышления, таких как бред. Специалисты выделяют несколько видов бреда: это бред величия, что человек себя считает, к примеру, великим поэтом или важным политическим деятелем, таковым не являясь; бред изобретательства, что думает, будто реально изобрел машину времени, вечный двигатель; бред преследования, что за человеком охотятся спецслужбы или инопланетяне; бред ущерба, что его имущество хотят разворовать или уничтожить; бред отношения, что все происходящее вокруг имеет отношение к нему лично, к примеру, что диктор телевиденья в теленовостях обращается именно к нему; бред негативного воздействия, что человека облучают или гипнотизируют и так далее. В нашем случае наибольший интерес для сравнения имеет бред ущерба и бред воздействия. Бред ущерба заключается в том, что человек уверен, что какие-то люди, чаше всего, его знакомые, тайно разворовывают и похищают его имущество. Заметьте, что у людей с навязчивыми мыслями о перепроверках есть боязнь, что с их квартирой или вещами что-то может произойти, но при этом нет неоспоримой картины, что существует какой-то особый заговор против них. При бреде негативного воздействия, больной считает, что на него оказывается особое влияние при помощи специальных лучей, гипноза и других средств негативного воздействия с целью убить, выпытать информацию, подчинить себе его личность. И заметьте, тут опять ничего нет про причинение вреда окружающим. В психозе человек сам боится других людей. В противовес бреду можно сказать, что практически все люди, которые обращались ко мне с темой страха сойти с ума, признавались, что мозгами они все понимают, что их опасения нелогичны и нереалистичны. Они часто говорят, что их страхи – это полный бред. Но, по сути, это к бреду как раз и не относится. Ведь человек понимает их нереалистичность и неразумность. И от бреда это отличается тем, что в психозе человек находится полностью под властью своего мировоззрения, и любые попытки переубедить его приводят только к обратному эффекту. Что же касается страха сумасшествия, когда я только говорю таким людям, что с ними все в порядке, и вреда они причинить не смогут, то уже от этого им становится гораздо легче.
  6. Еще одной важной причиной страха сумасшествия является Дереализация и деперсонализация. Это такие состояния, когда своя личность или окружающий мир кажутся нереальными. Я подробно об этом феномене рассказываю в другом своем видео. Там я описываю причины, механизмы действия и конкретные шаги для избавления от этого неприятного состояния. Но кратко скажу, что в психиатрии это явление не считается значимым симптомом для признания человека психически нездоровым. И такое состояние время от времени бывает абсолютно у всех психически здоровых людей.
  7. Ну, и седьмым критерием являются мысли, что я медленно схожу с ума. Ведь некоторые люди иногда на самом деле сходят с ума. То есть, человек начинает считать, что какая-то психическая болезнь у него только начинает прогрессировать: сперва был перфекционизм, потом появились страхи, за тем ритуалы, теперь еще присоединилась дереализация и панические атаки. Из чего человек делает выводы, что скоро это перерастет в реальное заболевание. И тут важно сказать, что существует три уровня психического здоровья: психотический, пограничный и невротический. Так человек, у которого личность сформирована на психотическом уровне, может под действием обстоятельств впасть в психоз. Человек же, находящийся на невротическом уровне развития личности может страдать неврозом, но психом у него стать не получится. И тут все дело в устройстве его личности. Эта тема достаточно объемная, и я бы не хотел сейчас перегружать данное видео. Но вкратце скажу, что нахождение человека на невротическом уровне психического здоровья может продиагностировать квалифицированный психолог, который определяет это по зрелости используемых вами психологических защит, по сути внутреннего конфликта, по эффекту переноса, который создается в контакте с психологом, и по другим профессиональным критериям, которые характеризуют такие сильно отличающиеся типы личности. Кроме того, вы всегда можете обратиться к психиатру, который точно скажет, есть ли у вас психическое заболевание или вы столкнулись с обычным неврозом.

II. Вторым важным шагом в исцелении от страха сумасшествия будет переосмысление своих глубинных убеждений о собственной неценности и о том, как устроено общество, по каким принципам проявляется доброта, уважение, любовь и принятие на самом деле. Это поможет вам справиться с убежденностью в своей плохости, и избавиться от страха отвержения обществом. Для этого надо, сперва, точно определить свои бессознательные убеждения (установки). И главная трудность здесь скрыта именно в неосознанности этих убеждений. Они формируются у нас еще в раннем детстве. А во взрослой жизни они работают у нас уже на автомате, не касаясь нашего сознания. Поэтому для их поиска нужно уметь работать с подсознанием человека. За тем, нужно определить те ошибки, которые в эти убеждения закрались. И потом исправить эти ошибки, сформулировав для себя новые справедливые убеждения. В дальнейшем нужно будет еще перенастроить свое подсознание на переход от старых установок к новым, более справедливым, сценариям мышления. Весь этот процесс требует глубокого понимания принципов работы личности, поэтому его лучше проводить вместе с грамотным специалистом.

III. Третьим шагом нужно освоить правильное обращение со своими негативными эмоциями (страхом, гневом, грусть, стыдом), научиться осознавать, что вы чувствуете, понимать, почему эта эмоция возникла именно сейчас, уметь правильно проживать ее и конструктивно выражать наружу. В таком процессе переучивания человек часто сталкивается с проблемой переложения теоретических знаний на практику. Ведь одно дело – прочитать об эмоциях в книге, и совсем другое, связать свои эмоции с теми же глубинными убеждениями, с внутриличностными конфликтами, с детскими травмами, своими скрытыми мотивами. Кроме того, для тренировки адекватности эмоций не обойтись без понимания точки отсчета, то есть, что принимать за нормальность проявления эмоций, а что считать неадекватностью. И здесь тоже вам понадобится внешний квалифицированный помощник.

IV. И четвертым шагом нужно начать относиться к себе с любовью, повысить свою самооценку и позволить себе быть такими, какие вы есть на самом деле. По сути, нужно составить для себя новые критерии оценивания себя, новые сценарии мышления, чувствования, поведения. Все это приведет и к пересмотру ваших отношений с окружающими людьми, к тому, что вам нужно будет по-новому: решать с ними конфликты, по-новому отстаивать свои границы, по-новому заявлять о своих желаниях и просить помощи. То есть, выстроить все слои своей жизни заново. Чтобы это сделать достаточно эффективно, тут тоже понадобится помощь.

Страх сумасшествия и навязчивые мысли о вреде окружающим гарантированно пройдут после полной проработки этих четырех шагов.

Скажу честно, я всегда за то, чтобы человек сам справлялся со своими психологическими трудностями. Если это у вас получается, то лично я очень радуюсь за таких людей. Но практика показывает, что без участия психолога это сделать бывает очень и очень сложно. Поэтому обязательно, пробуйте, сперва, сами, но если вы увидите, что особо изменений нет, или процесс сильно затянулся, а результаты хочется получить уже сейчас, то не стесняйтесь обращаться к психологу.

Давайте подведем итоги:

- Сегодня вы узнали, об истинной внутренней причине страха сумасшествия – это желание соответствовать нормам, чтобы общество не отвергало вас

- Я подробно разобрал 7-мь критериев, как вы можете быть уверенными, что вы не сходите с ума

- И мы обсудили конкретные шаги, которые позволят справиться не только с причинами, но и с симптомами вашего состояния

Поэтому не бойтесь страха сойти с ума, знайте, что с вами не происходит чего-то опасного, а это – просто сигналы о том, что внутри есть ошибочные установки, и пора перенастроить себя на счастливую жизнь.

Применяйте мои рекомендации и записывайтесь ко мне на консультацию, чтобы не страдать от страхов годами, а избавиться от них раз и навсегда.

Похожие видео:

Глубинные причины ОКР
ОКР. Методы избавления
Дереализация и деперсонализация

Похожие статьи:

Задать вопрос

Семинар

СКОРО!

10 кризисов жизни. Как проходить и помочь другим?

Видео

Обида. Как простить?

Повышение Самооценки

Любовная зависимость

Чувство ВИНЫ. Как избавиться?

ГНЕВ. 4 шага как справиться с гневом

2 способа как бороться с гневом.

Страшные сны и кошмары

Смотреть другие видео